Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Псковский государственный университет»
в г. Великие Луки Псковской области
Рассмотрено и одобрено
на заседании Ученого совета
филиала
«18» февраля 2020 г.
Протокол № 2
Утверждено
приказом директора филиала
от «21» февраля 2020 г.
38
Положение
о проведении внутренней независимой оценки качества образования в
филиале федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Псковский государственный
университет» в г. Великие Луки Псковской области
1. Область применения
1.1. Настоящее Положение о проведении внутренней независимой
оценки качества образования в ФГБОУ ВО «Псковский государственный
университет» (далее Положение) устанавливает цели, задачи, порядок
организации и проведения внутренней независимой оценки качества
образования по основным профессиональным образовательным программам
среднего профессионального образования программам подготовки
специалистов среднего звена в филиале федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Псковский
государственный университет» в г. Великие Луки Псковской области (далее
филиал Университета).
2. Нормативные ссылки
2.1. Настоящее Положение разработано на основании следующих
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. 464 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный 29200), с изменением,
внесенным приказам Минобрнауки России от 22 января 2014 г. 31
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта
2014 г., регистрационный 31539) и от 15 декабря 2014 г. 1580
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января
2015 г., регистрационный № 35545);
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013
№ 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 462 «Об утверждении
Порядка проведения самообследования образовательной организацией» с
последующими изменениями и дополнениями;
Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 1324 «Об утверждении
показателей деятельности образовательных организаций, подлежащих
самообследованию» с последующими изменениями и дополнениями;
Методические рекомендации по проведению независимой оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (приложение к письму Минобрнауки России
от 03.04.2015 № АП- 512/02);
Методические рекомендации по организации и проведению в
образовательных организациях высшего образования внутренней
независимой оценки качества образования по образовательным программам
высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета
и программам магистратуры (приложение к письму Минобрнауки России от
15.02.2018 05-436);
Устав ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»;
Локальная нормативная база Университета, филиала Университета.
3. Используемые сокращения и определения
3.1. В настоящем Положении применяются следующие сокращения:
Университет, филиал Университета филиал федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Псковский государственный университет» в г. Великие Луки
Псковской области;
СПО среднее профессиональное образование;
ОПОП основная профессиональная образовательная программа;
НОКО – независимая оценка качества образования;
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
3.2. В настоящем Положении используются следующие термины и
определения:
3.2.1. Образовательная программа - комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-
педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также
оценочных и методических материалов.
3.2.2. Обучающийся (студент) - физическое лицо, осваивающее
основную профессиональную образовательную программу.
3.2.3. Качество образования - комплексная характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая
степень их соответствия Федеральным государственным образовательным
стандартам среднего профессионального образования и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов основной профессиональной образовательной программы.
3.2.4. Оценка качества образования подразумевает оценку
образовательных организаций, муниципальных образовательных систем,
образовательных программ, индивидуальных образовательных достижений и
деятельности педагогических работников с учётом таких компонентов
качества как условия, процессы и результаты.
3.2.5. Независимая оценка качества образования оценочная
процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной
деятельности филиала Университета, о качестве подготовки обучающихся и
реализации образовательных программ через привлечение к оценке качества
независимых экспертов. Независимая оценка качества образования может
быть реализована в двух видах:
- Внешняя независимая оценка качества образования предполагает
привлечение к оценочным мероприятиям общественных и общественно-
профессиональных организаций, негосударственных, автономных
некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве
экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
- Внутренняя независимая оценка качества образования предполагает
привлечение внутренних ресурсов филиала Университета, а также
представителей организаций и предприятий, соответствующих
направленности ОПОП СПО. Внутренняя независима оценка качества
образования, может осуществляться непрерывно, а результаты такой оценки
оперативно учитываться в деятельности филиала Университета.
4. Общие положения
4.1. Система внутренней независимой оценки качества образования
(далее НОКО) в филиале Университета разработана на основе
действующих законодательных актов в сфере среднего профессионального
образования и локальных актов, регламентирующих образовательную
деятельность филиала Университета и обучение студентов, осваивающих
образовательные программы подготовки специалистов среднего звена.
4.2. Основными целями проведения внутренней НОКО в филиале
Университета являются:
обеспечение качественной подготовки выпускников ПсковГУ;
формирование максимально объективной оценки качества
подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных
программ;
совершенствование структуры и актуализация содержания
образовательных программ, реализуемых в филиале Университета;
совершенствование ресурсного обеспечения образовательного
процесса в филиале Университета;
повышение компетентности и уровня квалификации научно-
педагогических работников филиала Университета, участвующих в
реализации образовательных программ;
повышение мотивации обучающихся к успешному освоению
образовательных программ;
усиление взаимодействия филиала Университета с профильными
предприятиями и организациями по вопросам совершенствования
образовательного процесса;
противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации
образовательного процесса.
4.3. Процедуры внутренней НОКО основываются на принципах
открытости, доступности, объективности и достоверности информации,
систематичности и непрерывности проведения и направлены на решение
следующих задач:
выявление факторов, влияющих на качество образования;
предоставление всем участникам образовательных отношений и
заинтересованным сторонам достоверной информации о качестве
образования;
совершенствование системы управления образовательной
деятельностью на основе мониторинга качества образования.
4.4. Внутренняя НОКО в филиале Университета направлена на
определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов высшего
образования (далее ФГОС СПО) и создание необходимой базы
информационно-аналитических материалов для принятия управленческих
решений, направленных на повышение качества подготовки обучающихся,
совершенствование организации образовательного процесса.
5. Комиссии по внутренней независимой оценке качества образования
5.1. С целью оценивания качества образовательного процесса в
филиале Университета создаются комиссии по внутренней независимой
оценке качества образования (далее Комиссии), состав которых
утверждается приказом директора филиала Университета. Комиссии могут
создаваться по ряду образовательных программ в рамках одной
специальности или группы специальностей.
5.2. Для учета и анализа результатов внутренней НОКО, выработке
предложений для принятия управленческих решений по устранению
недостатков и повышению качества образовательного процесса создается
общая комиссия, которую возглавляет директор филиала Университета или
уполномоченное лицо, утвержденное приказом директора филиала.
5.3. Комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с
настоящим Положением, иными локальными нормативными и (или)
распорядительными актами филиала Университета, регламентирующими
отдельные вопросы качества организации и осуществления образовательного
процесса.
5.4. Состав Комиссий формируется с учётом требований
независимости, объективности и достоверности процедуры оценки качества с
учетом отсутствия личной заинтересованности её членов в результатах
деятельности.
Комиссии могут быть сформированы из:
представителей педагогических работников филиала Университета,
не участвующих в реализации оцениваемых образовательных программ;
представителей организаций и предприятий, соответствующих
направленности ОПОП СПО;
представителей структурных подразделений Университета, филиала
Университета.
В комиссию входит не менее 5 человек, включая председателя
комиссии.
5.5. Председатель организует и планирует работу комиссии, ведет
заседания, формирует итоговый оценочный документ (далее - Заключение).
5.6. Члены комиссии рассматривают результаты самообследования
образовательных программ и (или) иные материалы по образовательным
программам в соответствии с утверждёнными критериями и шкалами
оценивания, формируют индивидуальное экспертное заключение, которое
представляют председателю комиссии. Критерии и шкалы оценивания
разрабатываются членами комиссии и утверждаются на заседании комиссии
до начала проведения процедуры НОКО.
5.7. Итоговая независимая оценка качества образовательной
программы формируется по каждой образовательной программе на
основании индивидуальных экспертных оценок членов комиссии,
рассматривается и утверждается на заседании комиссии открытым
голосованием, при этом, голос председателя комиссии является решающим
при равном количестве голосов. Заседания комиссии оформляются
протоколом.
5.8. Заключение комиссии, которое содержит итоговую независимую
оценку и рекомендации по повышению качества реализации образовательной
программы, с приложением выписки из протокола заседания комиссии,
представляется председателем комиссии директору филиала Университета.
6. Организация и проведение внутренней НОКО
6.1. Организация и проведение внутренней НОКО в включает в себя:
- оценку качества подготовки обучающихся;
- оценку качества работы педагогических работников филиала
Университета;
- оценку качества уровня ресурсного обеспечения образовательной
деятельности филиала Университета;
- создание необходимой базы информационно-аналитических
материалов для принятия управленческих решений, направленных на
повышение качества подготовки обучающихся, совершенствование
организации образовательного процесса филиала Университета.
6.2. Организация и проведение внутренней независимой оценки
качества подготовки и выявление уровня образовательных достижений
обучающихся
6.2.1. Внутренняя независимая оценка качества подготовки
обучающихся осуществляется в филиале Университета:
на уровне цикловой (предметной) комиссии бъект оценки -
дисциплины (модули), практики, курсовые работы (проекты), закрепленные
за кафедрой);
на уровне филиала (объект оценки - реализуемые ОПОП СПО по
специальностям);
6.2.2. Организация НОКО предполагает последовательность
следующих действий:
определение объекта оценивания и сроков проведения процедур
НОКО;
определение состава участников процесса НОКО, включая
внутренних и внешних заинтересованных лиц (создание Комиссий по
внутренней независимой оценке качества образования в зависимости от
объекта оценивания);
сбор данных, используемых для НОКО;
обработка, анализ и интерпретация данных, полученных в ходе
независимой оценки качества образования;
подготовка информационных и аналитических материалов по итогам
НОКО.
6.2.3. Внутренняя независимая оценка качества подготовки
обучающихся в филиале Университета осуществляется в рамках:
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям);
промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения
практик;
промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения
курсовых работ и проектов, а также участия в проектной деятельности;
проведения входного контроля уровня подготовленности
обучающихся в начале изучения дисциплины (модуля);
мероприятий по контролю наличия у обучающихся сформированных
результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям);
анализа портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся;
проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по
отдельным дисциплинам (модулям);
государственной итоговой аттестации обучающихся.
6.2.4. Независимую оценку уровня освоения обучающимися дисциплин
(модулей) том числе по итогам выполнения курсовых работ и проектов),
практик обеспечивают Комиссии по проведению промежуточной аттестации
обучающихся рамках специальности) или группы специальностей в
соответствии с п.5.4. настоящего Положения.
Перечень дисциплин (модулей), промежуточная аттестация по которым
реализуется с привлечением Комиссий, может определяться руководителем
образовательной программы и (или) заведующим отделением СПО.
Рецензирование и апробация используемых в процессе промежуточной
аттестации оценочных материалов проводится с привлечением
представителей организаций и предприятий, соответствующих профилю
(специализации) ОПОП СПО, либо педагогических (научно-педагогических)
работников других образовательных организаций, либо представителей
организаций и предприятий, на базе которых проводится практика. В
процессе промежуточной аттестации возможно использование оценочных
материалов, разработанных сторонними организациями том числе
экспертными).
C целью проведения внутренней НОКО используются фонды
оценочных средств по дисциплинам (модулям), разработанные в филиале
Университета.
6.2.5. Осуществление внутренней независимой оценки качества
подготовки обучающихся в рамках проведения входного контроля уровня
подготовленности обучающихся в начале изучения дисциплины (модуля)
позволяет оценить качество подготовки обучающихся по предшествующим
дисциплинам (модулям).
Круг проверяемых знаний, умений и навыков, перечень дисциплин
(модулей), в рамках которых проводится входной контроль, определяется
руководителем образовательной программы в зависимости от целей и задач
ОПОП СПО. Результаты входного контроля систематизируются и
анализируются, на основании результатов входного контроля могут быть
выработаны меры по совершенствованию и актуализации методик
преподавания и содержания соответствующих дисциплин (модулей),
формированию индивидуальных траекторий обучения.
6.2.6. Внутренняя независимая оценка качества подготовки
обучающихся в рамках проведения контроля наличия у обучающихся
сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам
(модулям) проводится не ранее, чем через 6 месяцев после завершения
изучения указанной дисциплины, и позволяет получить независимую оценку
качества подготовки обучающихся по ранее изученным дисциплинам
(модулям).
Данный вид контроля может проводиться в виде компьютерного
тестирования, в том числе, с использованием сторонних образовательных
Интернет-ресурсов.
6.2.7. Осуществление внутренней независимой оценки качества
подготовки обучающихся в рамках анализа портфолио их учебных и
внеучебных достижений позволяет проанализировать результаты,
достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности.
6.2.8. Осуществление внутренней независимой оценки качества
подготовки обучающихся в рамках проведения олимпиад и других
конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям) позволяет
выявить обучающихся с активной жизненной позицией, наиболее
подготовленных к будущей профессиональной деятельности.
В содержание заданий предметных олимпиад целесообразно включать
материалы из нескольких взаимосвязанных дисциплин (модулей), а сами
задания должны побуждать участников к проявлению компетенций, носить
творческий характер.
6.2.9. Независимая оценка качества подготовки обучающихся в рамках
государственной итоговой аттестации обучающихся обеспечивается на
основе привлечения независимых экспертов.
6.3. Организация и проведение внутренней независимой оценки
качества работы педагогических работников филиала Университета
6.3.1. Организация и проведение внутренней независимой оценки
качества работы педагогических работников филиала Университета
осуществляется в рамках:
проведения конкурсов педагогического мастерства;
системного мониторинга уровня квалификации педагогических
работников;
анализа портфолио профессиональных достижений педагогических
работников;
процедуры оценки качества педагогических работников
обучающимися.
6.3.2. Целями оценочных процедур являются:
получение максимально объективной информации о
профессиональной деятельности педагогических работников Университета;
определение соответствия качества педагогических работников
требованиям соответствующих профессиональных стандартов и
федеральных государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования к кадровым условиям реализации
образовательной программы;
анализ динамики профессионального уровня педагогических
работников Университета;
определение путей наиболее рационального использования
кадровых ресурсов.
При совокупной оценке деятельности педагогического работника
оценивается качество его работы по всем направлениям (образовательная
деятельность, методическая работа, учебно-воспитательная работа и т.д.).
6.4. Организация и проведение внутренней независимой оценки
качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности
филиала Университета
6.4.1. Установление соответствия ресурсного обеспечения
(материально-технического, учебно-методического и библиотечно-
информационного обеспечения) ОПОП СПО филиала Университета
требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования
осуществляется в рамках процедур самообследования, лицензионного
контроля, государственной аккредитации, профессионально-общественной
аккредитации.
6.4.2. Внутренняя независимая оценка уровня ресурсного обеспечения
осуществляется в рамках ежегодной процедуры самообследования (аудита)
филиала Университета.
6.4.3. Обеспечение независимости оценки уровня ресурсного
обеспечения реализуется на основе работы Комиссий по самообследованию
(аудиту) с привлечением работников цикловых (предметных) комиссий,
отделений СПО, учебно-методического отдела, администрации филиала
Университета, а также представителей организаций и предприятий,
соответствующего профиля ОПОП СПО.
6.4.4. В процедуре внутренней независимой оценки уровня ресурсного
обеспечения могут быть учтены результаты анкетирования обучающихся и
педагогических работников по вопросам качества организации и
осуществления различных направлений деятельности филиала Университета.
Анкетирование проводится ежегодно.
7. Учет результатов внутренней независимой оценки качества
образования в деятельности филиала Университета
7.1. По результатам проведения мероприятий в рамках внутренней
НОКО осуществляется анализ Заключений комиссий, на основе которого
коллегиально разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных
нарушений, несоответствий и недостатков (далее План мероприятий),
дальнейшему совершенствованию качества образовательного процесса.
7.2. План мероприятий утверждается приказом директора филиала
Университета и содержит перечень мероприятий, сроки их исполнения,
ответственных за их исполнение, а также описание планируемых
результатов.
7.3. Перечисленные в Плане мероприятий должностные лица
принимают меры по выполнению предписанных планом мероприятий.
7.6. Информация о результатах независимой оценки качества
образовательной деятельности филиала Университета заслушивается на
заседании Ученого совета филиала.
8. Утверждение и изменение настоящего Положения
8.1. Настоящее Положение, а также изменения и дополнения к нему
утверждаются приказом директора филиала Университета.