Почему мы должны взять именно вас?

При всем разнообразии позиций, на которые набирают персонал, квалификации этого персонала и условий найма работодатели, как правило, располагают весьма ограниченным набором стандартных вопросов, задаваемых практически всем. Один из наиболее часто задаваемых вопросов из «джентльменского набора» работодателя: почему мы должны взять именно вас?
Одних соискателей он раздражает, других слегка озадачивает, третьих ставит в тупик. Как сохранить спокойствие, когда слышишь эту фразу в сотый раз, но самое главное - что на нее отвечать? Кандидаты теряются в догадках... «Побывав на нескольких собеседованиях, я поняла, что совершенно стопорюсь на вопросах типа «Расскажите нам о своих преимуществах» или «Почему мы должны взять именно вас»? Я не знаю, что отвечать на подобные вопросы, ведь вся информация обо мне есть в резюме!»,- негодует соискательница. «Расхваливать себя не могу, мне кажется это глупым!.. Знаю, что нельзя молчать. Может, есть какой-то стандартный ответ или набор фраз, чтоб хоть что-то сказать?», - спрашивает она.
 
Безусловно, первое, что нужно делать в такой ситуации: сохранять спокойствие. Дать выход накопившемуся раздражению можно после интервью, в приватной беседе с другом или подругой. Резкая реакция соискателя перекроет ему доступ к следующим этапам интервью, ведь компании заинтересованы в неконфликтном сотруднике. К сожалению, столь же универсального совета не по форме, а по содержанию ответа попросту не существует. По мнению эксперта, такого рода вопросы помогают собеседнику понять, насколько кандидат уверен в своих профессиональных возможностях, соответствуют ли эти возможности поставленным перед сотрудником на данной позиции задачам, и насколько реально оценивает кандидат эту взаимосвязь. Никто не ждет от вас «саморасхваливания», но конкурс на вакансию, по большому счету - продажа, - продолжает эксперт. - Работодатель должен быть уверен, что остановив свой выбор на вашей кандидатуре, он получит лучшего сотрудника из всех претендующих на данную вакансию. Отвечайте на такой вопрос так, чтобы у потенциального работодателя не осталось в этом сомнений. Расставьте акценты на тех ньюнсах, которые важны по данной конкретной вакансии, в данной конкретной компании.
 
Исходя из данного контекста, ответ на вопрос «Почему мы должны взять именно вас?» можно заготовить заранее, ориентируясь на требования к позиции, и прорепетировать его перед зеркалом. А можно «сочинить» по ходу, предварительно выяснив ожидания работодателя с помощью вопросов из арсенала хорошего продажника: «Каковы Ваши пожелания к кандидату на указанной должности?», «Каких результатов Вы ожидаете от специалиста на данной позиции?» и «По каким параметрам будет оцениваться его работа?»
 
Однако не все так просто. Разные позиции, компании, в конце концов разные кандидаты - все это предполагает некую дифференциацию ответов. Изучим детали.
Два мотива работодателей
 
Вопрос «Почему мы должны взять именно вас?» с равной частотой задается как HR-специалистами, так и потенциальными руководителями. И те, и другие могут руководствоваться двумя мотивами.
  1. Для проформы. В этом случае работодателя вполне удовлетворит, если вы сообщите ему, что ваша квалификация совпадает с заявленными требованиями, зарплатные ожидания не превышают обозначенных, и сами вы желаете поскорей приступить к плодотворной работе.
  2. Для того чтобы убедиться, что вы чего-то стоите. Работодатель хочет, чтобы вы подчеркнули свои конкурентные преимущества.
В 99% случаев работодатель хочет услышать краткое доказательство того, что ваши навыки, опыт и знания, а, главное, результаты могут быть эффективно использованы для выполнения бизнес-целей на данной позиции. От вас ждут небольшой самопрезентации, в которой вы не только расскажете о себе и о своих достижениях, но и докажете свое понимание стратегии и целей компании-потенциального работодателя.
Этот вопрос позволяет проверить вашу самооценку и навыки самопрезентации. Здесь важно сказать что-то вроде: «На мой взгляд, я подхожу на эту позицию, потому что, кроме формальных требований (образование, аналогичный опыт работы и т. д.) обладаю также рядом качеств, необходимых для успешного специалиста и т. д.), а именно...» Будьте готовы, что потом вас попросят подтвердить свои слова конкретными примерами, доказывающими наличие того или иного из вышеупомянутых качеств. И еще: обязательно закончите свою речь мыслью о том, что вас должны взять потому, что вы сами очень хотите работать в этой компании на этой позиции.
 
Советы новичкам
Если вы знаете о том, что «не тянете» на позицию по каким-либо параметрам, но очень хотите эту работу, не теряйтесь. Если вас уже пригласили на собеседование, значит, ваша кандидатура потенциально интересна, и работодатель хочет, чтобы вы убедили его взять вас на работу. Отвечая на заданный вопрос, сначала подчеркните ваши достоинства, и лишь затем говорите о нюансах. В вашей речи не должны присутствовать такие выражения, как «мои недостатки», «мне не хватает», «у меня отсутствует» и т. п. Совершенно незачем подавать работодателю лишний повод усомниться в вашей компетентности и предпочесть вам более опытного специалиста!
При нехватке конкретного опыта работы можно и нужно сделать упор на своих личных качествах.
Можно предложить взять на вооружение следующие возможные варианты ответов (шаблонами их назвать нельзя, поскольку каждый требует адаптации под конкретную ситуацию, скорее, это своеобразное подспорье кандидату, «домашняя заготовка»).
  1. Если работа не предполагает особой инициативы, а связана с рутинным добросовестным исполнением обязанностей:
    • пять лет работаю в этой сфере, выполнял сходные обязанности, и к моей работе никогда не было замечаний. Мой предыдущий руководитель может дать мне соответствующие рекомендации.
    • Я располагаю нужным опытом и знаниями для того, чтобы квалифицированно выполнять свои обязанности.
    • Я буду полезен потому, что я ответственный и исполнительный сотрудник, а такое мое качество, как быстрота в обучении позволит мне в короткий срок получить необходимые навыки.
  2. Если работа связана с принятием самостоятельных решений и ожидаемым измеримым результатом:
    • Я могу увеличить прибыль Вашей компании на 120% за счет таких действий, как...
    • Я могу увеличить число постоянных и лояльных клиентов компании за счет имеющейся у меня собственной клиентской базы в данной сфере и сложившихся за долгие годы доверительных отношений с партнерами.
    • Мне приходилось успешно решать подобные задачи на предыдущем месте работы, и я уверен, что в данной должности я добьюсь еще больших результатов за счет внедрения уже налаженной и опробованной в действии схемы работы.
По материалам http://planetahr.ru/publication/3482